Если компьютер вашего БМВ выдал ошибку сажного фильтра, то эта статья точно для вас. Сажевый фильтр стоит на моделях БМВ серии X5 (e70, e60) и серии X3. Если эти автомобили начали терять динамику, увеличился расход топлива и повысился уровень расхода масла, то значит сажевый фильтр забился и его нужно заменить или провести его очистку.
Немного теории: как устроен и работает сажевый фильтр
По устройству сажевый фильтр напоминает каталитический нейтрализатор отработавших газов и представляет собой размещенный внутри металлического корпуса блок из керамики или металлокерамики. Блок пронизан множеством тонких каналов, по которым выхлопные газы циркулируют. В катализаторе происходят химические реакции превращения токсичных угарного газа, углеводородов и окислов азота в безвредные соединения, а сажевый фильтр предназначен для улавливания частичек сажи. По сути, сажевый фильтр выполняет функцию накопителя, а это значит, что по прошествии какого-то времени его требуется очищать от скопившейся сажи, мешающей протоку выхлопных газов.
Для регенерации-очистки сажевого фильтра в компьютере БМВ установлена величина сопротивления, которое фильтр создает протоку отработавших газов. Контролируется сопротивление фильтра с помощью датчика дифференциального давления, измеряющего давление на входе в фильтр и после него. Как только пропускная способность сажевого фильтра станет ниже нормы, начинается регенерация, заключающаяся в сжигании задержанной сажи.
Регенерация Diesel Particular Filter у BMW не происходит потому, что авто видимо эксплуатируется в городе и на короткие поездки. Регенерация включается при следующих условиях: температура антифриза <70 С, температура перед катализатором за 274 С. Правда, выжечь накопленную в каналах фильтра сажу не так-то просто - сгорает она при температуре более 550 градусов, а температура отработавших газов, достигающих керамического блока фильтра, в обычных режимах работы двигателя ниже. Но чтобы подготовить фильтр к регенерации, требуется достаточно продолжительная поездка не менее 30 минут при скорости более 60 км/ч в режиме, способствующем разогреву фильтра, и как только температурный датчик, которым сажевый фильтр оборудован помимо датчика давления, зафиксирует, что фильтр достиг нужной температуры, регенерация запускается.
Как вы понимаете, большинство обычных поездок по Витебску в любое время года и даже по трассе в холодный сезон не способствует подготовке фильтра к автоматической регенерации. В результате блок управления двигателем, видя по датчику температуры, что фильтр к регенерации не готов, не включает регенерационную процедуру, несмотря на то, что она требуется согласно сигналу от датчика дифференциального давления. Или включает, но топливо, оказавшись в недостаточно разогретом фильтре, не будет сгорать как должно и не будет выжигать сажу.
При неисправностях системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), неисправности дроссельной заслоки, неправильной работы турбонагнетателя, датчика дифференциального давления и даже лямбда-зонда дизельных БМВ блок управления также не переведет двигатель на работу в режим регенерации сажевого фильтра. Сажа тем временем продолжает накапливаться и ее удаление становится все более проблематичным. К тому же выжечь из фильтра всю сажу без остатка невозможно, и этот неудаляемый остаток имеет свойство накапливаться.
Некоторые сервис-центры предлагают процедуру полного удаления сажевого фильтра для всех моделей BMW с дизельным двигателем: удаляется картридж из фильтра, а после чего специалисты заваривают корпус «намертво». Далее следует перепрошивка компьютера и программное отключение фильтра от электроники автомобиля.
Мастера сертифицированного сервиса БМВ на СТО евро в Витебске являются ярыми противниками процедуры удаления сажевого фильтра. На нашем сервисе СТО евро предусмотрена процедура принудительной регенерации для автомобилей БМВ. Медлить, продолжая с безразличием взирать на симптомы засорения фильтра, крайне нежелательно. При запущенности проблемы, когда все попытки восстановить работоспособность противосажевой системы с помощью принудительной регенерации окажутся безуспешными, мы предложим заменить фильтр.